Мои статьи

К. Маркс “К критике политической экономии. Предисловие (написана для печати в январе-феврале 1858г.)

 

Некоторые замечания о ходе моих собственных политико-экономических занятий:

Моим специальным предметом была юриспруденция, которую я изучал лишь как подчинённую дисциплину, наряду с философией и историей.

В 1842-43 гг. мне пришлось впервые высказаться о так называемых материальных интересах. Это поставило меня в затруднительное положение. Эти “интересы” дали первые толчки моим занятиям экономическими вопросами. С другой стороны в “Рейнской газете” послышались отзвуки французского социализма и коммунизма со слабой философской окраской. Я высказался против этого дилетантства. но откровенно признался, что мои тогдашние знания не позволяли мне на какое-либо суждение о самом содержании французских (социалистическо - коммунистических) направлений.

Первая работа, которую я предпринял для разрешения обуревавших меня сомнений, был критический разбор гегелевской философии права: Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого “общего развития человеческого духа”, что наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель называет “гражданским обществом”, и что, анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.

Начатое мною изучение политической экономии в Париже, я продолжал в Брюсселе. Общий результат, к которому я пришёл и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые необходимые, от их воли не зависящие, отношения - производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический, и духовный процессы жизни вообще.

Не сознание людей определяет их бытиё, а наоборот, их общественное бытиё определяет их сознание.

На известной ступени своего развития! материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими! производственными отношениями, или, что является только юридическим выражением последних, с отношениями собственности, внутри которых (производительные силы) до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.

С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства (в производительных силах) от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.

Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по её сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями.

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора.

И новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить. Так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия её решения уже имеются налицо, или находятся в процессе становления.

В общих чертах - азиатский, античный, феодальный, и современный буржуазный способы производства - можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации.

Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле ИНДИВИДУАЛЬНОГО антагонизма(останется), а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов - но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма.

Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества.

Используются технологии uCoz