ТЕЗИСЫ О
Фейербахе (К. Маркс весной 1845 г. , (примерно апрель))
1. Главный недостаток всего
предшествующего материализма заключается в том, что предмет, действительность
берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая
чувственная деятельность, практика, не субъективно.
Отсюда и произошло, что деятельная сторона – в противоположность материализму – развивалась идеализмом, но только абстрактно, т.к. идеализм не знает действительной, чувственной деятельности. (Способ изложения не может с формальной стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь. Лишь после того как эта работа закончена, может быть надлежащим образом изображено действительное движение. Раз это удалось и жизнь материала получила свое идеальное отражение, то может показаться, что перед нами априорная конструкция.)
Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно
отличными от мысленных объектов, но самою человеческую деятельность он берёт не
как предметную деятельность. (Где предметы, как средства потребления и тем
более как средства производства, ИЗМЕНЯЮТСЯ !) Поэтому в «Сущности
христианства» он рассматривает, как истинно человеческую только теоретическую
деятельность, тогда как практика берётся и фиксируется только в
грязно-торгашеской форме её проявления. Он не понимает поэтому значения
«революционной», «практически-критической» деятельности. (КОТОРАЯ снимает сама себя, деятельность, в к-ой
изменяется продукт труда, появляются новые потребности и становится необходимым
появление новых средств производства, в к-ой с деланием каждой вещи, в
определённом смысле, изменяется весь мир человека, критически отрицается старый
мир и порождается новый.)
2. Вопрос о
том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не
вопрос теории (не одной теории), а практический вопрос.
В практике
должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь,
посюсторонность своего мышления (истинность пудинга раскрывается в его кушанье,
в процессе его съедания.)
Спор о
действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики,
есть чисто схоластический вопрос.
(Практика есть основа и критерий мышления.)
3.
Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и
воспитания, и что изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и
изменённого воспитания, - это учение забывает, что ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ИЗМЕНЯЮТСЯ
ИМЕННО ЛЮДЬМИ и что воспитатель
сам должен быть воспитан. Оно неизбежно, поэтому приходит к тому, что делит
общество на 2 части, одна из которых возвышается! над обществом. Например, у
Роберта Оуэна.
Совпадение
изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и
быть рационально понято только как революционная практика.
4. Фейербах
исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный,
вообще воображаемый мир и действительный мир. И занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не
замечает, что после выполнения этой работы главное-то остаётся ещё не
сделанным. А именно то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой
себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть
объяснено только САМОРАЗОРВАННОСТЬЮ И САМОПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ этой земной основы.
Следовательно, последняя (земная основа),во-первых сама должна быть понята в
своём противоречии а затем практически революционизирована путём устранения
этого противоречия.
Следовательно,
после того как, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная
семья должна сама быть подвергнута
теоретической критике и практически революционизирована.
5.
Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному
созерцанию; но он рассматривает чувственность не как ПРАКТИЧЕСКУЮ,
человечески-чувственную деятельность.
6. Фейербах
сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность
человека не есть абстракт!, присущий отдельному индивиду. В своей
действительности сущность человека есть совокупность всех общественных
отношений!
Фейербах, который не
занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому
вынужденным абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство
обособленно и предположить абстрактного – изолированного – человеческого
индивида. Поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как
«род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только
природными узами.
7. Поэтому
Фейербах не видит, что «религиозное чувство»
само есть общественный продукт, и что абстрактный индивид, подвергаемый
им анализу, в действительности принадлежит к определённой общественной форме!
8.
Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят
теорию в мистицизм, находят своё рациональное разрешение в практике и в
понимании этой практики.
9. Самое
большее, чего достигает созерцательный материализм, т.е. материализм, который понимает
чувственность не как практическую деятельность, это – созерцание им отдельных
индивидов в «гражданском обществе».
10. Точка
зрения старого материализма есть «гражданское общество» Точка зрения нового материализма (марксизма)
есть человеческое общество, или обобществившееся человечество.
11.
Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы
изменить его!