Мои статьи

Обеспечение жилищем:

подороже - вилла, подешевле - БОМЖительство.

 

Жилища, без которых в российском климате не обойтись, стали товаром. А предоставление жилья по бывшему критерию "нуждаемости" отбрасывается. ВСЁ! "Деньги на бочку". Не важно где ты живешь, важно сколько ты заплатишь за предоставление квартиры. Теперь ни для кого из обеспечивающих жилищем не имеет значения, что зарплата 150 тысяч рублей при стоимости квартиры 102миллиона 700тыс. рублей. Они, начальники и лжедемократы, не замечают, что квартира стоит 200-500(!) наших зарплат. Они даже не знают, что 70-100% нашей зарплаты уходит на питание. Какая покупка квартиры, если у нас денег даже на обеды не хватает!

Эти, кричащие о правах человека, демократы обещали возможность быстрой покупки жилья в противовес долгому стоянию в очередях. Они уверяли, что для разрешения жилищной проблемы нужно добавить возможность купли-продажи жилищ, дополнительный путь обеспечения жильем. Мало того! У всех демократов всегда подразумевалось, что покупать и строить себе жилье будут ТОЛЬКО добровольно желающие. (Надоело стоять в очереди, захотел - купил квартирку.) И это усиливали аргументом, что соответственно людям, самостоятельно обеспечившим себя жильем, УМЕНЬШИТСЯ очередь на получение жилища.

Какие привлекательные обещания! Но при существующем соотношении стоимости жилья и размером заработной платы нашему брату, не только скоро, нам вообще никогда не купить жилья. "Скоро по сравнению с очередью" - обман. Но наибольшим обманом стало то, что покупать жилье обязаны стали все (за маленьким исключением). Все, стоящие в различных очередях на получение жилья, обязаны оплатить стоимость жилища или часть ее стоимости. О добровольности, о знаменитой "свободе выбора" нет и речи. -"Нуждаешься в жилище, даже стоишь в очереди,- все равно плати за получение квартиры". Явные и неявные обещания демократов стали их самообманом и - главное - обманом народа. "Добавочный" путь обеспечения жилищем стал господствующим и принудительным, стал единственным путем для всех, и для обеспеченных и для нуждающихся в жилище.

Как это получилось ? С началом Перестройки, с началом пропаганды рынка предлагалось пустить в товарооборот квартиры граждан. С Постановлением правительства от 1988г. "О продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда" первые квартиры переоформляют из системы найма жилья в кардинально иную систему жилищных отношений - в форму частной собственности на квартиры. Вводятся новые правила "игры" пользования жилищем.

При бывшей системе жилищных отношений, которая сама является результатом долгого и драматичного становления, обеспечение жильем совершалось в форме найма (временного возмездного пользования) общенародного жилого фонда конкретным квартиросъемщиком. Соответственно жилище не могло быть "продано-подарено" проживавшим человеком. Жилище было ограждено от стоимостного отношения. Господствующей формой обеспечения жилья было предоставление жилища по НУЖДАЕМОСТИ в нем. Обеспечение жильем производилось для тех, кто проживал в условиях меньше нормы обеспечения, в неудовлетворительных санитарно-технических условиях, во временных помещениях. А не подходил под эти критерии - нуждающимся не признавался - жильем обеспечить себя не мог. Да и сами нуждающиеся десятилетиями ждали этого обеспечения квартирой. Широко назрело страстное желание обеспечить себя жилищем помимо и быстрее системы предоставления нуждающимся.

Час пробил. Идею рыночного обеспечения жилищем народ поддержал. С переводом в форму частной собственности квартиры пустились в товарообмен, стремительно стало набирать значение стоимости жилой площади. С законами "О собственности в РСФСР", "О собственности СССР" от 1990г. новые правила игры получили юридическую основу. Но вот беда - не образуется рынка жилья - мало квартир выставляется на продажу, не достаточно людей, имеющих “излишнее” жилье. Тогда вводится политика превращения как можно большего количества квартир в частную собственность - принимается закон "О приватизации жилищного фонда в РСФСР": - "все государственное - все теперь твое, и сверхнормативные и ветхие метры жилой площади, только выставляй их на рынок, продавай, продавай."

Первые квартиры пошли с аукциона. А как же? Надо набирать соответствующую высоту стоимости к деньгам, имеющимся у физического лица. Для взлета стоимости квартир, умники рынка крутят одну и ту же квартиру в аукционной купле-продаже, покупая друг у друга или свою же. Стоимость однокомнатной квартиры в Свердловске с марта по декабрь 1991г. шустро взлетела с 10 тысяч до 1 миллиона рублей при средней зарплате большинства людей в 400 рублей. Жилье превращают в товар.

В законе "Об основах Федеральной жилищной политики" жилищные отношения получают два равноправных пути обеспечения жилищем по очереди нуждающихся и куплей-продажей. Но! Как только квартиры вышли на продажу, сразу обнаружились "уши" стоимостного отношения в обеспечении жилья. Продаваемые квартиры претендовали на самые высочайшие цены, они

становились результатом покупки только для денежных громад. Человек с нормальными доходами наотрез отметался как покупатель. Голубая мечта обеспечения себя жильем быстрее системы предоставления нуждающимся - системой купли квартиры - терпит крах!

Мало того! Покупатели квартир, за редким исключением, используют купленное жилище не для собственного проживания, а для СДАЧИ В НАЕМ. Да, да, для того же возмездного временного пользования жилищем нанимателем жилья, как и квартиросъемщик госфонда жилья. Продолжается тоже самое отношение обеспечения жилья - найм жилой площади, но только по рыночной стоимости и у частника. При этом рыночные страсти жилищевладельца и нанимателя ведут к самым расчлененным помещениям: сдача квартиры, комнаты, койки, угла, места на полу, и в самых различных помещениях: в благоустроенной квартире и не очень, в коммунальной и в коридорной системе, на чердаке и в погребе - всюду, где домовладелец предоставит за различную плату. Ведь все это Россия уже проходила.

Поскольку жилая площадь принимает стоимостное значение, постольку предоставление её государством по нуждаемости становиться тоже стоимостным. Ведь, получившие новую квартиру люди не только живут в ней, они и продают квартиру, они обменивают ее с продажей части жилой площади или сдают в аренду. В то же время государство вкладывает огромное финансирование в жилищное строительство и распределяет эти квартиры по очереди без оплаты! Кошмар! Все начальники возмущены. Жилстроительство оплачивают по рыночной стоимости, а распределяют жилье бесплатно. Система предоставления жилья по нуждаемости стала не только стоимостной. Стала убыточной!

Первыми из жилищных очередей - очереди на предприятиях были озадачены: при получении квартиры выплачивать деньгами всю или часть её стоимости. -"На каком основании, почему?" - задавались вопросы. Основание поставили. В Конституции РФ, за которую проголосовала четверть народа, внесли право граждан на жилище. Это право звучало, что "малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату", и тем самым это заботливое право подразумевало, что остальные люди обеспечиваются жилищем за оплату. При публикации Указа "О жилищных кредитах" Президент РФ с гордостью рассказал, что все, "признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, получают безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья". Если в Конституции РФ не высказанно подразумевалось обеспечение жилищем только путем купли-продажи, то в этом Указе Ельцина Б.Н. явно утверждалась полная система купли-продажи жилья, даже для нуждающихся в жилище.

Во-1ых, "размер предоставляемой субсидии (для граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий) может составлять 5- 70% стоимости строительства или приобретения дома или квартиры площадью, соответствующей социальной норме жилья для семьи, получающей субсидию". Конечно, только при вложении семьей собственных средств в размере 30%-95% стоимости этого жилья. ("Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья." от декабря 1993г.) Проще говоря, если при получении квартиры раньше получал ордер на неё бесплатно (без денег), то теперь получишь ордер на квартиру только с условием оплаты 30- 95% стоимости квартиры. Во-вторых, по "Положению о жилищных кредитах" от 1994г., утвержденному Президентом РФ, определен порядок решения жилищной проблемы путем жилищного кредитования, предоставляемого "при соблюдении принципов кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, возвратности". При этом порядке "сумма кредита не должна превышать 70% от стоимости приобретаемого жилья" "при условии вложения заемщиком недостающих средств в размере не менее 30% от стоимости кредитуемого объекта." Эти кредиты оказались не только возвратными, но и ростовщическими: "с процентной ставкой, с условиями и периодичностью изменения процента". Этот порядок в решении жилищной проблемы построен на голых рыночных отношениях.

Надо отдать должное: в Положении о предоставлении субсидий эти субсидии должны "предоставляться гражданам по их желанию". Но! Была бы намечена политика начальства, а подчиненные "и лоб расшибут". При составлении в Екатеринбурге "Положения о порядке предоставления гражданам жилья при отселении из домов муниципального жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания, при условии частичной оплаты стоимости предоставляемого жилья" начальники так сильно хотели "компенсировать" убыточное жилищное строительство, что установили частичную оплату за получение квартиры не "по желанию" граждан, а по прописке в ветхом доме. "Добровольность" в получении "субсидий" забыта. Вноси частичную оплату на основании того, что тебе ещё дают жилье.

"Вот тебе бабушка и Юрьев день". Демократы начинали пропаганду за куплю-продажу жилья с принципа добровольности. Требовали, чтобы стоящие в очередях могли по своему желанию самостоятельно купить себе жилье. О! Как они заботились о свободе граждан, чтобы людей не ограничивали рамками очереди нуждающихся и рамками норм жилой площади. Как они выступали за то, чтобы человек "подчинялся только велениям своей воли" - "хочется купить квартирку - пусть покупает". Но при этих "добровольных" рыночных отношениях нуждающегося в жилище, фактом вкладывания не менее 30% своих денег на приобретения жилья, принуждают обеспечивать жильем именно куплей. Правда, по всем Указу и Постановлениям оставляется "Юрьев день" добровольности - получаешь субсидию, соответственно вкладываешь свои деньги "по своему желанию". А осуществляется "демократичная" система купли жилья лишением даже "юрьева дня" добровольности - предоставляется жилище стоящему в очереди на улучшение жилищных условий - например отселяемым из ветхих домов - за оплату (хоть частичную). ("Веч. Екатеринбург" от 4.04.95) За оплату и точка.

Надо признать, что предусматривается и бесплатная передача жилья. Но, не по критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий, а по добавочному критерию - по болезням и льготам. В законах "О жилищной политике по Свердловской области" и "О предоставлении жилища в Свердловской области" "право на бесплатное предоставление жилых помещений

имеют нуждающиеся в жилище: 1) инвалиды и участники ВОВ; блокадники Ленинграда; участники ликвидации аварии Чернобыльской АЭС; жертвы политических репрессий; уволенные с военной службы; члены семьи погибших участников войн; - скажем так "льготники близкие к больным",2) инвалиды 1,2 групп; лица, страдающие некоторыми хроническими заболеваниями (например, свищи); - в общем "тяжело больные",3) граждане, жилище которых стало непригодным, в результате аварии; дети-сироты, после обучения или службы в ВС; граждане, потерявшие жилье в результате незаконного осуждения; - т.е. "бездомные",4) лица, имеющие на члена семьи доходы ниже уровня, устанавливаемого Правительством; - по Конституции РФ это "малоимущие". Вот среди нуждающихся в жилище только этим перечисленным оставили право на бесплатное получения жилья. И всё.

А остальные нуждающиеся ... В этих законах хитро нигде не сказано, что нуждающиеся в жилище платить за предоставляемое жилище обязаны. Сказано только, что вышеперечисленные лица имеют право на бесплатное предоставление. А этим подразумевается, что остальные граждане, хоть и нуждающиеся, за предоставляемое жилье должны платить.

Может Вы надеетесь, что Вас признают "малоимущим" и соответственно этому предоставят жилье бесплатно. Во-1ых, статус "малоимущие" не определен. Например, по Постановлению главы Екатеринбурга о "частичной оплате гражданами предоставляемого жилья при отселении" предусматривалось давать жилье бесплатно в случае дохода на члена семьи (в денежном выражении) менее 123 тысяч рублей. Этим охватывался малочисленный слой населения. Но по статусу этого Постановления бесплатно жилье предоставляется "лицам, имеющим на момент получения жилья на члена семьи уровень дохода ниже шестикратного размера минимальной зарплаты". И на сей день при минимальной зарплате в 63250 руб. этим уровнем охватывается большинство жителей ветхих домов. У нас почти у всех доходы меньше этих 370 тысяч на члена семьи. Таким образом пока нас удовлетворяет такое определение статуса, принятого Чернецким А.М. Но завтра? Во-вторых, этим статусом "малоимущие" большинство населения, которое не в состоянии купить жилище, не охватывается.

Таким образом, после того как жилище стало принимать стоимостное значение, после того как добровольно желающие продавали жилье и государственное распределение жилья стало убыточным, старую систему предоставления жилья по нуждаемости перевели на рыночные отношения. Купля-продажа жилья стала господствующим путем обеспечения жилищем. Мало того, в связи с предоставлением жилья нуждающимся по очереди за оплату, эта купля-продажа в отношении очередников стала принудительной.

Как теперь приобрести себе жилье по этому пути купли-продажи? 235 тыс.рублей стоит одна жилищная облигация на 0,1кв.м общ.площади квартиры. Если на кв.метр необходимо 2миллиона 350 тыс. рублей, то за 1комнатную квартиру в 30кв.м площади "вынь и положь" 60 миллионов с лишком. Что и говорить, если в месяц покупать по облигации, то 300 их штук можно купить за 25 лет. Другой вариант – предлагается брать кредит, с рассрочкой оплаты на 25лет. Во времени мало разницы со стоянием в очереди нуждающихся по старой системе. Тогда в очереди стояли тоже от 12 до 25 лет. Кроме того, кредит, прежде всего, не дают, во-1ых, по необеспеченности кредита, т.е. нечего отдать в залог кредита, и главное, по неплатежеспособности заемщика. "Лыко и мочало, начинаем все с начала": денег нет на приобретения жилья, кредит не дают, потому что нет денег возвращать кредит.

Конец один: нуждаешься в жилье и обеспечить себя жильем не можешь.

При начислении 10 миллионов рублей оплаты за получаемую комнату в коммуналке молодой маме с ребенком, отселяемой из ветхого дома, начальник жилищного отдела сказала мне: -"Слухи ходят, что она девушка легкого поведения. Вот пускай и заработает." Пускай и заработает! На ЧТО начальники нас толкают?! И дело не в лично этом начальнике. Это их позиция! "Где хочешь, как хочешь доставай, а деньги выкладывай за получение квартиры". Вот Вам демократическая добропорядочность: обманывай, грабь и убивай.

Рыночные отношения доводят людей до озверения. Страсть к обогащению одних, решение самых насущных потребностей у других фокусирует жизнедеятельность на деньги. Деньги, деньги, деньги пульсируют на нервах людей, ожесточив их, против всех и вся. Дети убивают мать, чтобы продать её квартиру. Попечители выгоняют стариков на улицу, чтобы воспользоваться их жильем. Кредиторы убивают своих клиентов, чтобы забрать и деньги и квартиру. О-о-о! Какой яркий гуманизм!

Сколько бомжей сейчас на вокзалах и улицах! Сколько людей уже переселено из квартир и благоустройства в бараки и коммуналки! Сколько детей лишены жилья! Рыночные отношения обеспечения ведут к крайнему расколу общества. Основная часть нуждающихся в жилье не может приобрести жилье. Часть людей вообще выбрасываются рыночными механизмами из

своего жилища "без предоставления другого жилого помещения" - на улицу. Всеобщая капиталистическая озлобленность ведет к разводам супругов и к разрушениям семьи, где каждый из конфликтующих ухудшает жилищные условия. Даже с благополучными жилищными условиями на сей день, семьи со взрослением детей попадают в цейтнот нуждаемости в жилище.

Все это Россия уже проходила. Октябрьская революция не случайна. Революция есть не только возмездие народа к угнетателем, а прежде всего спасение людей от безвыходности, от смерти. В частности, жилищная нужда к этому периоду создалась для широких слоев населения. При рациональной норме объем воздуха на человека составляет 24куб.м. А в избах, объем воздуха на человека составлял 4-12куб.м. В казармах для рабочих было 3-6куб.м воздуха на человека. В снимаемых комнатах рабочие поселялись так скученно тесно, что объем воздуха на человека был 2-5куб.м. При общественно нормальных условиях того времени - проживания в собственных избах в среднем на 24кв.м площади 6 человек - рабочие проживали в казармах-бараках по 35 человек, где на одного приходилось 1,3-1,4кв.м; ("Рабочие Урала в период капитализма" М.1985г.) проживали в полуземлянках и землянках, наскоро сколоченных хибарках и балаганах, в трюмах судов и в шалашах, в подвалах и полуподвалах домов. Все эти бараки и полуземлянки были так переполнены, что не хватало нар, спали прямо на земле. Рабочие снимали не только квартиры или комнаты, но и часть комнаты, "углы", койки.

Именно спасая себя, в частности от крайней жилищной нужды, рабочие со всей страстью осуществляли революцию, в том числе жилищный передел. Одним из первых мер, принятых Советской властью повсеместно, было переселение рабочих из подвалов и окраин в квартиры, постоянно сдаваемые домовладельцами в наем. Прежде всего определялись нормы, меньше и хуже которых не допускались для проживания, например заселение в темные комнаты и коридоры, не предоставлялось для жилья часть комнаты, "углы", подсобные помещения. По Декрету от 1919г. "О санитарной охране жилищ" определялись нормы предоставления жилья на человека в 9 кв.м. Логикой истории определялись и нормы жилья, выше которых всё конфисковывалось. Ленин уже 20 ноября 1917г., в разгар революции определяет, что "Дома, систематически сдаваемые внаем, конфискуются в собственность народа." При этом "владельцы домов, не сдаваемых внаем, остаются владельцами без изменений своих прав на владение". Кроме того, в постановлениях Советов четко указывалось, какие категории населения подлежат выселению, кого переселяют с предоставлением площади в других домах, а кто и остается в занимаемых квартирах. В силу большого количества нуждающихся в жилье с пониманием воспринилось, что каждый получал определенную норму жилья. При этом ниже норм запрещалось перенаселение в жилищах. В свою очередь помещения выше норм заселения - уплотнялись. Когда все помещения заселяются и бывшие собственники оставляются только в помещениях лично ими используемых, уплотнение жилищ при излишках от нормы было необходимым, справедливым отношением.

Сразу после принятия Совнаркомом "Проекта декрета об отмене права частной собственности на городские недвижимости" от 6 дек. 1917г. Моссовет принимает постановление "О городских недвижимостях", на основании которого было экспроприировано около 4 тысяч крупнейших домов в Москве, что создало условия для массового вселения нуждающихся в жилье. В Петрограде к моменту издания этого декрета ВЦИК 1918г. было уже национализировано свыше 3 тысяч домов. После издания декрета по районам города прошли митинги рабочих под лозунгом "Дворцы - рабочим, подвалы - буржуазии". Принимались резолюции об одобрении жилищной политики Советской власти. В Москве с 1917 по 1921г. переселилось около 100 тысяч человек. (В 1918г. население Москвы составляло 1716022 человека. По переписи 1912г. в Москве насчитывалось 96940 благоустроенных квартир.) В Петрограде с 1918 по 1919г. было переселено около 30 тысяч рабочих. Движимый жилищной нуждой народ обеспечивал себя жилищем. В результате переселения и уплотнения были ликвидированы, как массовое явление, коечно-каморочные квартиры, были закрыты темные и сырые подвалы. Таким образом народ спас себя от безысходности жилищной нужды.

Вот по какой причине и каким образом создалась система обеспечения жилищем по нуждаемости в жилье. Может "новые русские" и начальники хотят вновь подвергнуть своё жилище экспроприации? Нуждающихся становится чем дальше, тем больше. Думается, они просто не понимают, что творят. Ведь старая система обеспечения жильем "по нуждаемости" имела характер доступности и всеохватности, чего нет в товарообмене жильем.

Например, плата за наем квартиры регулировалась государством соответственно доходам населения, чтобы "найти" жилище было доступным для каждого. Уже 2 ноября 1917г. Московским Советом принято постановление "о прекращении квартирной платы домовладельцам в связи с крайней финансовой нуждой рабочих". А в 19г. Совнарком постановил: "признавая существующую квартирную плату слишком обременительной для лиц с низшим размером заработка, получать квартирную прибавку в размерах от 120 до 30 рублей в зависимости от разряда по тарифу". После Постановления от 1926г. "О квартирной плате и мерах к урегулированию пользования жилищами в городских поселениях" все годы Советской власти квартплата составляла 10-3% от заработка рабочих. Доступность для народа квартплаты само собой создавало более высокий(!) уровень жилищных условий, так как не было необходимости искать более дешёво-некачественных жилищ и селиться в землянках и тому подобных "дешёвых" помещениях.

При этом найм жилья у государства - такое же возмездное временное пользование, как у частника - имеет характер стабильности. Удовлетворяя естественную потребность в жилье, люди не могут довольствоваться тем, что в данный момент они имеют "крышу над головой". Если частный собственник может выгнать из жилища в любой час по своему желанию, то

государство предоставляло жилище на точный срок. Вначале, еще при процессах "уплотнения" и миграции населения, срок найма жилья был 5 лет, лишь после могли и выселить. В последующем сложилась практика заключать найм на новый срок с уже проживающими людьми. А затем она установилась нормой в "Гражданском Кодексе РСФСР" 1964г.: "преимущественное право заключать договор найма на новый срок проживания". Свое развитие стабильность прав нанимателя жилья получила ограничением одностороннего изменения договора найма со стороны наймодателя. Наоборот, именно с согласия нанимателей жилья мог расторгнуться этот договор. А в последующем было отменено даже "крутое" право наймодателя на изъятие излишней площади в принудительном порядке. В конце концов, система "по нуждаемости в жилье" с Конституцией СССР 1977г. и соответствующими жилищными Кодексами предоставила жилище в бессрочное пользование, на всю жизнь. Мало того, эта "конфискационная" система стала отдавать освободившиеся в квартире жилые помещения оставшимся нанимателям: смежные комнаты - без всяких условий, а изолированные - нуждающемуся.

При найме жилья у частника не только рыночная требуется плата, но и "дамокловым мечом" висит лихорадочная временность обеспечения жильём. Вечная зависимость от квартиродателя и неуверенность в будущем, капризы-претензии "хозяйки" и даже возможность "подселения" других соседей-нанимателей. Ничего не поделаешь - права рыночных отношений.

Чтобы снизить значимость стоимостных отношений к жилью, большевики вывели всю недвижимость из формы частной собственности. "Все участки земли и все строения, свыше определенного предела стоимости, - по Декрету ВЦИК 1918г. "Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах" - национализируются". С этих пор передача прав на жилые строения, закрепленные за государственными учреждениями происходит безвозмездно, путем списания стоимости с баланса передаваемого на баланс принимающего. Отчуждение за деньги государственного жилого фонда не допускается, тем более отчуждение его в личную собственность. У граждан могут приобретаться жилые строения гос. органами за инвентаризационную оценку. Но, вообще, жилой фонд при системе "по нуждаемости" ограждается от товарных отношений. Только дома в личной собственности могут отчуждаться путем "продажи-дарения-завещания". Но, с ограничениями этих товарных отношений. Продавец может продать не более 1 домовладения в 3 года. В свою очередь, покупатель после сделки не должен иметь более 1 домовладения в семье. Мало того, чтобы лишить "почву" товарообмена жилья, строительство индивидуального жилого дома не вело к праву собственности на него. Построенный личный дом оформлялся на "праве застройки". Это "право застройки" означало, что можешь построить дом, можешь использовать его для своего жилья, но по истечении 50 лет договора застройки должен передать этот дом Совету. Только искренние коммунисты строили бы свое жилье, чтобы потом отдать его обществу. Поэтому после войны, в 1948г. по Указу "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" был открыт шлюз заинтересованности в строительстве личных домов - построенный или купленный дом оформлялся на праве личной собственности. Конечно, также с ограничениями стоимостных отношений. Каждый мог построить-купить дом, но, только для удовлетворения личных потребностей, и предельный размер жилой площади - дом в 1-2 этажа до 5 комнат - не должен превышать необходимого в жилье. (В последующем предельная норма была установлена не свыше 60кв.м жил. пл.) Вот так жилая площадь была ограждена от стоимостных отношений, чтобы рыночная анархия не порождала новых нуждающихся.

Но самое замечательное и по настоящему гуманное обеспечение жилищем "по нуждаемости" это желание обеспечения ВСЕХ, каждого без исключения. По Декрету от 1920г. "О мерах правильного распределения жилищ среди трудящегося населения" даже "лица, содержащие свои жилища в грязном антисанитарном состоянии, портящие его, своим поведением нарушающие внутренний порядок" не лишались жилищ. Не лишались жилищ! А только наказывались: "карались лишением свободы до месяца или принудительными работами до 3 месяцев". У нас не как в Америке, человек не должен выбрасываться на улицу. Даже при выселении из жилищ по законной причине, выселяемым дается другое жилище. Выселение - как лишение жилища - производится именно "с предоставлением другого жилого помещения", либо переселение "на ранее занимаемое жилое помещение". Заботлива ли также система купли-продажи жилья ?

Итак, с Октябрьской революцией была создана система обеспечения жилищем - соответственно уровню общественного развития и наличию жилищной обеспеченности - система обеспечения жилищем "по нуждаемости". Предоставление жилья не тем, кто больше заплатит, кто денег больше даст, а тем, кто более других нуждается в жилье, живет в самых худших в сравнении с нормальными, условиях. Установлены были нормы санитарно-технических условий жилищ, дана характеристика неудовлетворительных условий для проживания. Весь жилой фонд был поставлен на учет. И влияние рыночного воздействия на обеспечение жильем было кардинально снижено. Основная часть жилого фонда вообще была выведена из товарообмена. На отношения найма жилья - и государственного,и частного – надели узду верхнего предела. А куплю-продажу личных жилых домов ограничили удовлетворением жилищных потребностей. Законы стоимости в этих условиях не доводили человека до бездомности.

Оградив жилище от рыночного расходования жилья система по критерию "нуждаемости" обеспечивала людей от нормы к норме. Выполнив задачу, эта система не только спасла народ от крайней жилищной нужды, но и достигла определенной жилищной обеспеченности. Стабильность положения со "своим" жильем, необременительная квартплата и защита от выселения создало качественно новое отношение людей к жилью - как "к своему". Таким образом у некоторых назрело желание распоряжаться жилищем, за "собственное накопившееся" получить деньги. С другой стороны, нормальная обеспеченность большинства народа побуждала нуждающихся искать жилья помимо очереди. Накапливалась потенциальная энергия спроса-предложения жилья. С критикой "Застоя" рыночные отношения прорвало наружу. И, как я показал, купля жилья стала не только желанием покупателя, но и - для стоящего в очереди на квартиру - стала принудиловкой.

Товарообмен жилища не решит проблем нуждающихся в жилье. Мало того, воспроизводство растущих цен создает увеличивающуюся массу нуждающихся. Часть из них становится бомжами. Путем ночлежек или другим, но волей-неволей начальники будут вынуждены решать проблему крайней жилищной нужды. Система обеспечения жилищем "по нуждаемости" неизбежно будет реставрирована. Зачем доводить до крайности?! А сейчас начальники упрямо твердят: -"Необходимо финансирование, пусть очередники за получения жилья платят."

А между тем мы жилье заработали. По старой системе финансирования жилищного строительства, все, кто имеет рабочий стаж не менее 10 лет на 2 января 1992 года, заработали жилище своим трудом. С каждого из работающих брали налоги, часть из них поступала на "общественные фонды потребления": на образование, на медицину, на соцобеспечение и на

жилстроительство. По расчетам экономистов, каждый из работающих, за 10 лет стажа оплачивал своим трудом стоимость квартиры. Ведь недаром называлась средняя обеспеченность жилищем на человека, по стране например, в 1987г.-15,2 кв.м на жителя, по Свердловску в 1991г.-16,1кв.м на жителя. Эти цифры показывают не то, что житель имеет эти 15 кв.м, а что на каждого - построено по 15 кв.м. Люди, которые продают квартиры, продают лишнее для них жилье. Они продавали бывший общий жилой фонд, который финансировался трудом и ныне нуждающихся в жилье. Вы получили за наши жилые метры огромные капиталы. А с нас требуете за получение жилья повторной оплаты - деньгами! Мы не требуем вернуть обществу полученные деньги за проданные квартиры. Но мы категорически протестуем против повторной оплаты нуждающимися жилья. Мы жилье заработали!

Кроме того, предоставление жилья по найму предполагает оплату за пользование. А требование денег за получение квартиры это продажа жилья, а не предоставление по найму. Если дается субсидия или кредит и человек вкладывает еще свои деньги, то это не сдача жилья в наем, а купля-продажа в собственность. Ведь субсидия выступает как заботливое дарение денег - безвозмездная помощь. Почему, оплатившие частичную стоимость полученной квартиры, люди нанимают это жилье, а не становятся собственниками ? К тому же квартирная плата теперь не ограничена, установлена "в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание, ремонт жилья и коммунальных услуг". Даже в связи с переходом на эту систему Постановлением правительства РФ от 1993г. мы платим уже половину от затрат пользования жилья.

Если оценивать предоставление жилья с рыночных отношений, то отселение из ветхого должно быть безусловно бесплатным. Ведь жители ветхих домов, как квартиросъемщики всего жилфонда оплачивая квартплату, выполняют свою сторону договора найма жилья. Государство, как жилищедатель, должно в свою очередь обслуживать дома, ремонтировать, и, если жилище пришло в непригодное для жилья состояние, должно заменить его на другое пригодное для жилья помещение. Поэтому жилищедатель, выполняя свою сторону договора, обязан предоставить отселяемым нанимателям взамен негодного другое благоустроенное жилое помещение и бесплатно!

Итак, даже с точки зрения рыночных аргументов требование оплаты получаемого жилья не выдерживает критики. Кто имеет 10 лет рабочего стажа на 2 января 1992г., оплатили стоимость жилья своим трудом. А отселяемые квартиросъемщики тем более имеют право на бесплатное получение жилья взамен пришедшего в негодность. Но, главное, у нас нет и никогда не будет таких денег, чтобы приобрести жилье. Наоборот, при рыночной претензии продавцов на высшую покупательную способность, ВСЕГДА будут оставаться "покупатели" ниже этого уровня. И чем дольше рынок будет господствовать, тем больше будет нуждающихся в жилище. Все больше общество будет раскалываться до бомжительства одних с коттеджами других. Хочется сказать начальникам и лжедемократам: "Вы построили себе виллы. Ладно, напользуйтесь. Но, вы и народ обеспечьте жильем."

Я не против рынка жилья. Как параллельная возможность обеспечения жильем пусть будет эта система. Но рынок не решит жилищную проблему. Необходимо для нуждающихся в жилище предоставлять жилье бесплатно, вне стоимостной системы предоставления жилья.

Сопредседатель общества "Долой трущобы" Василий Ганьжин.

Используются технологии uCoz